Очистка дизельного топлива от серы: методы и оборудование

очистка дизельного топлива от серы

Очистка дизельного топлива от серы – одна из важнейших задач современной нефтепереработки. Каждый автолюбитель хотя бы раз в своей жизни слышал о том, что сера оказывает негативное влияние на дизельное топливо. Но вот если спросить, какое именно, то ответят не все. Чем же вредна сера?

Сера – элемент 16-й группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 16.

Очистка дизельного топлива от серы способствует окислению, из-за чего происходит загрязнение окружающей среды выхлопными газами. Но влияние серы на дизельное топливо не несет только негативные последствия. Она улучшает смазывающую способность нефтепродукта, благодаря чему снижается износ конструкционных частей двигателя. Поэтому при выборе топлива целесообразно найти «золотую середину», которая обеспечивала бы достаточные смазывающие способности, а с другой – минимизировала бы вред окружающей среде. Специалисты рекомендуют покупать горючее с содержанием серы от 0,15 до 1,5%.

Очистка дизельного топлива от серы: основные методы

В нефтеперерабатывающей промышленности используются преимущественно физико-химические и химические методы обессеривания дизельных топлив. Химический подход включает в себя использование гидроочистки и очистки серной кислотой, а физико-химический – адсорбционную и абсорбционную очистку.

Сернокислотная очистка реализуется за счет смешивания обрабатываемого дизельного топлива с 90-93%-м раствором серной кислоты при обычной температуре. После протекания всех химических реакций на выходе получают очищенное топливо и кислый гудрон. Последний и содержит в себе все нежелательные примеси. Теоретически он может быть использован в процессе получения серной кислоты. Сернокислотная очистка является достаточно сложным процессом и требует громоздкого оборудования.

Гидроочистка – наиболее распространенный на сегодня метод удаления серы из дизельных топлив. Этот процесс очень дорог. Стоимость блоков гидроочистки зависит от производительности и необходимой глубины обработки и в теории может достигать миллионов долларов США.

Суть данного подхода базируется на взаимодействии водорода с дизельным топливом в присутствии специальных веществ – катализаторов. В результате химических реакций между водородом и сернистыми, азотистыми, кислородсодержащими соединениями образуется сероводород, аммиак и вода соответственно. Этот метод не лишен недостатков, которые проявляются в виде высокой температуры (380-420ºС) и давления (до 4 МПа) процесса, в сложности аппаратурного оформления.

Знаете ли Вы, что реакторы гидроочистки с неподвижным слоем катализатора широко распространены и во многом похожи по конструкции на реакторы каталитического риформинга?

Но самым главным недостатком в современных условиях является большая техногенная нагрузка на экологическую систему, обусловленная выбросами вредных веществ в атмосферу и сточные воды. Чтобы обезвредить выбросы, вызванные гидроочисткой нефтепродуктов, необходимы дополнительные финансовые и материальные затраты.

Адсорбционная очистка реализуется путем контакта дизельного топлива со специальными адсорбентами, в качестве которых могут выступать отбеливающие глины или силикагели. Они впитывают кислородсодержащие, сернистые и азотистые соединения, другие вещества, от которых нужно избавиться (смолы).

Абсорбционная очистка предусматривает селективное (избирательное) удаление вредных компонентов дизельного топлива. В качестве растворителей находят применение фурфурол, жидкая двоокись серы, нитробензол и т.п. Недостатком данного подхода является невозможность восстановления растворителей и их полная потеря с возрастанием финансовых затрат.

Оборудование для очистки дизельного топлива от серы

Оборудование для очистки дизельного топлива от серыКомпания GlobeCore предлагает экологически чистую технологию, которая позволяет удалять соединения сероводорода и понижать содержания серы в дизельных топливах. Она реализована в установках типа УВР, которые способны понижать содержание парафинов и удалять непредельные углеводороды из нефтепродуктов. После очистки на установках GlobeCore дизельные топлива вновь приобретают товарный вид, повторно не окисляются и не темнеют.

Установки УВР обладают следующими преимуществами:

  • за счет выбора автоматического или полуавтоматического режима не требуется постоянное присутствие оператора. Он необходим лишь при пуске и остановке установки, для замены адсорбента;
  • минимальное энергопотребление;
  • универсальность применения. Установка УВР не требует сложных манипуляций при смене типа очищаемого, осветляемого или регенерируемого топлива или минерального масла. Для перехода с одного сырья на другое достаточно остановить установку, перевести в ручной режим управления, выкачать остатки нефтепродуктов с системы, произвести замену адсорбента и фильтра.